23.08.2023 18:17
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 10220; сегодня: 1.

Цифровизация в АПК: почему Россия пока отстает

Цифровизация в АПК: почему Россия пока отстает

В стране не развито предоставление услуг в агросекторе, но при этом есть перспективные разработки и специалисты

Уровень цифровизации сельского хозяйства в России, особенно в растениеводстве, существенно отстает от европейского. Можно сказать, что в России из систем точного земледелия не используется почти ничего кроме отдельных «тепличных» решений, дронов и систем параллельного вождения техники. Работы с большими данными почти нет, в целом применяется около 30% тех решений, что уже используются в Европе. В том числе отставание есть и на производстве. Например, в европейских странах уже давно применяют томографы для проверки семян, тогда как в России аппараты МРТ есть даже не в каждой больнице. Цифровые технологии из Европы с некоторой задержкой приходят в Россию, но я надеюсь, что будет и обратный процесс: российские разработки и решения станут приходить на европейский рынок, потому что в стране очень высокий уровень подготовки IT-специалистов. 

В Европе преобладают небольшие хозяйства, их площадь может достигать максимум 2 тыс. га. В России же самые крупные агрохолдинги контролируют до 1 млн га, хотя есть и небольшие фермерские хозяйства. То есть масштабы и задачи разные, как и подходы к потреблению, и возможности. При этом и в России, и в Европе есть проблема с персоналом и необходимость бережно относиться к ресурсам. Крупные компании могут себе позволить и дроны, и спутниковую съемку полей, могут объединять разные составляющие системы точного земледелия, тогда как для небольших предприятий это дорого. И если в Европе маленькие хозяйства могут отдать все эти опции на аутсорс, заказав необходимые услуги, то в России сложно даже просто взять технику в аренду. В Европе всё берут в аренду или покупают с сопутствующим сервисом: если вы приобретаете удобрения, то фирма-поставщик предложит вам и их внесение. 

В России не развит сервис и предоставление услуг в сельском хозяйстве. Например, те же маркетплейсы, модель которых тоже пришла из-за рубежа. Их аудитория — преимущественно средний и малый агробизнес. Но АПК — очень консервативная отрасль как в России, так и в других странах, долгое время продажи здесь строились исключительно на личном общении. По мере того, как в отрасль будет приходить молодое поколение, для которого общение в цифровой сфере и онлайн-покупки — это абсолютно нормально, станут развиваться продажи запчастей, средств защиты растений и прочего на маркетплейсах. 

В наименее экономически развитых странах Европы действуют программы поддержки маркетплейсов как одной из форм бережливого производства. Например, традиционная продажа удобрений предполагает, что сначала они окажутся у большой торговой компании, затем будут доставлены в районную, затем в сельскую, которая и продаст их фермеру. То есть это три звена поставки, и на каждом из этапов увеличивается цена. В Европе есть тенденция ухода от лишних посредников: либо производитель продает сам напрямую и при этом предлагает сервис внесения удобрений, или реализует свой товар через маркетплейсы. При этом последние также предлагают сопутствующие сервисы: типовой договор, доставку, страховку. И все это оформляется буквально по одному клику. 

В России есть как продвинутые площадки, где представлены актуальные данные и есть возможность выбора дополнительных опций, так и маркетплейсы, больше похожие на доски объявлений — со статичной информацией, где крайне сложно найти актуальные предложения. Дело в том, что нередко в этот сегмент бизнеса приходят так называемые «туристы» с деньгами: компании, внезапно решившие создать такого рода проект, не зная, как он должен работать. Те же сервисы, которые пришли изнутри отрасли, которые понимают, что нужно рынку, — будут конкурентоспособными и продолжат развиваться. 

За последний год с российского рынка ушли некоторые крупные зарубежные игроки, поставлявшие софт и цифровые решения, но свято место пусто не бывает. Из-за того, что некоторые иностранные фирмы занимали монопольные позиции, заходили с большими рекламными бюджетами, у местных компаний почти не было шансов пробиться на этом рынке, хотя их продукты могли быть ничуть не хуже. У меня было семеноводческое хозяйство в Рязанской области, для обмера полей я использовал российскую программу, которая обошлась вдвое дешевле, чем аналогичная от известного западного разработчика. Мне оперативно дали нужный мне продукт, предоставили сервис, я получил нужный результат и при этом сэкономил. Это пример успешного импортозамещения в цифровизации, причем без Китая. Единственное, что меня удивляет как бизнесмена — почему такие компании, сделав хороший продукт, не раскручивают его, не идут дальше и не стараются продвигать свои решения за рубежом.

Среди причин может быть отсутствие активной поддержки со стороны банковского сектора. Западные компании, работавшие в России, могли получать кредиты под 1-2% сроком на 15 лет. Кто даст такие же условия российским игрокам? А это значит, что они будут развиваться и продвигаться гораздо медленнее, чем могли бы. Не нужно раздавать компаниям деньги, нужно создать условия для развития инновационного бизнеса, и одного Сколково тут недостаточно. 

Кроме того, всем прекрасно известно, как сложно идет трансфер технологий от научных институтов к их практическому внедрению. Ощущение, что институты и ученые живут своей жизнью, что-то делают, что-то получается, но внедрение этих изобретений — очень узкое место. Например, в США если профессор в любом вузе видит, что его студенты разрабатывают что-то интересное, он сам будет готов инвестировать в это. Пусть это будут всего $200, но это драйв и дополнительная мотивация для студентов. Все крупные компании в США вышли буквально из гаража. Однако я с оптимизмом смотрю в будущее: невозможно вечно быть в той парадигме, что ученые с их разработками — с одной стороны, а их практическое внедрение — с другой, так что в этом плане в России будут изменения. 

Что касается конкретных цифровых решений, которые будут все более востребованными в агросекторе, то, думаю, это объединение различных элементов системы точного земледелия, начиная от планирования до поставки готовой продукции. Сельское хозяйство сталкивается с огромным количеством риск-факторов, и чтобы их минимизировать, необходимо четкое планирование. Единичные решения будут объединяться в единую цифровую цепочку. При этом для того, чтобы такие решения стали доступны не только крупным участникам агрорынка, нужно достичь какой-то критической массы предложения для снижения цены. Первыми по уровню внедрения инноваций, конечно, будут агрохолдинги. Средние и малые хозяйства, возможно, будут использовать какие-то упрощенные варианты. Причем если параллельно будет развиваться сервис и предоставление различных цифровых услуг для АПК — они станут доступными для всех. Пока в России развита разве что аутсорсная уборка урожая сторонними компаниями, но я позитивно оцениваю перспективы внедрения и новых сервисов. 

Автор:  Пеер Ефтимов, управляющий партнер проекта «Агрисейл», независимый эксперт отрасли.


Ньюсмейкер: Онлайн-сервис AgriSale.Ru — 17 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...